Close
Skip to content
ЦЕРКОВЬ САН-АНДРЕА-ДЕЛЛА-ВАЛЛЕ – БАРОККО: модели и соперники

Базилика Санта Андреа делла Валле история и описание ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ Экскурсии Барокко Рим Гид в Риме Экскусрия БАРОККО Римские церкви Капелла Барберини Роспись Доменикино и Купол Ланфранко

Заказать экскурсию Барокко в Риме: rimturizm@gmail.com или +393338779334

  ЦЕРКОВЬ САН-АНДРЕА-ДЕЛЛА-ВАЛЛЕ – СИМВОЛ БАРОККО в РИМЕ

Вдоль современной улицы Corso Vittorio Emanuele II, там где начинается улица Corso Rinascimento возвышается фасад одной из самых монументальных барочных римских церквей Сан-Андреа-делла-Валле. Это храм, который полностью отражает дух Контрреформации, царивший во второй половине XVI века, характерный также для римских церквей дель Джезу и Кьеза Нуова. Он становится главным храмом ордена Театинцев, который был одним из самых жестких и бескомпромиссных оплотов догматических постановлений Тридентского собора (1545-1563). Официальное название этого ордена – «Конгрегация регулярных клириков Божественного провидения», неофициально их называли «театинцами», поскольку первым его главой и одним из основателей был епископ города Кьети (на латинском — «Теате») Джанпьетро Карафа (будущий папа Римский Павел IV). Присутствие в название «делла Валле» это отсылка на расположенное напротив церкви  Палаццо Делла Валле.

Говорят, что местность была названа еще в античные времена «Валле» (долина) из-за низины в рельефе земли, которая имела свое начало рядом в зоне площади Пьяцца делла Кьеза Нуова (известная как Новая церковь). Отсюда второе название этой церкви Санта Мария ин «Валличелла».

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ЦЕРКВИ САНТ-АНДРЕА-делла-ВАЛЛЕ

Район Марсового Поля, где сейчас стоит церковь Сант-Андреа-делла-Валле или Церковь Святого Андрея в долине, соответсвует площади Сиены. Дело в том, что до конца XVI века ее полностью занимала крепость с башней, построенная сиенским кардиналом Энеа Сильвио Пикколомини (будущий папа Римский Пий II). 20 июня 1582 года представительница этой знатной семьи Костанца Пикколомини Арагонская, герцогиня Амальфи и графиня Челано завещала семейные владения  постоянным клерикам ордена Театинцев. Там же находилась 2 церквушки, посвященные Святому Себастьану и Святому Людовику Французкому.

По преданию, церковь Сан Себастьано была построена на месте, где древнеримская матрона Лючина нашла тело святого мученника, подвешенное на гарпуне, под которым проходил течение канала Эврип. Поэтому сегодня статуя святого украшает фасад церкви Санта-Андреа делла Валле.

Конгрегация регулярных клириков Божественного провидения принимает просьбу Пикколомини построить церковь, посвященную Сант-Андреа, защитнику Амальфи. Кардинал Альфонсо Джезуальдо стал покровителем и защитником инициативы, который в 1588 году поручил Джакомо Делла Порта, своему доверенному архитектору, начать проект. 

СТРОИТЕЛЬСТВО БАЗИЛИКИ по ПОДОБИЮ ЦЕРКВИ ИЕЗУИТОВ

Церковь была заложена в 1591 году, но работы приостановились. Позже строительство доверили архитекутру Карло Мадерно, который предлагает проект, способный конкурировать с базиликой Сан-Пьетро в Ватикане. Купол церкви Сан Андреа делла Валле по высоте является третьим в Риме после Ватиканского храма и церкви Святых Петра и Павла совеременного района EUR.

АВТОРСКИЕ ЭКСКУРСИИ В РИМЕ барокко ЖИВОПИСЬ
Барокко в Риме – ЖИВОПИСЬ.Базилика САНТ АНДРЕА ДЕЛЛА ВАЛЛЕ

Несмотря на то, что строительство начинается в 1591 году, храм вошел в число барочных церквей XVII века, так как его строительство и оформление продолжались гораздо дальше и завершилось в середине следующего века. Церковь была построена к 1625 году, а освящена – в 1650 году. Фасад в то время представлял собой каменную кладку до тех пор, пока архитектор Карло Райнальди не возвел его в 1655- 1665 годах, следуя оригинальной модели Мадерно, которая, в свою очередь, была вдохновлена ​​«контрреформенным» фасадом дель Джезу. Но Райнальди дал ему более барочную интерпретацию, подчеркнув пластичность конструктивных элементов и светотени.

Внутренний план также напоминает церковь иезуитов: один большой неф с коротким трансептом и шестью сообщающимися боковыми капеллами, очень большой цилиндрический свод, украшенный фресками.


Еще подробно о другой прославленной барочной церкви САНТА МАРИЯ ДЕЛЛА ВИТТОРИЯ


Любопытно отметить, что в 1621 году молодой Франческо Борромини (вызванный в Рим несколькими годами ранее своим дядей Карло Мадерно для работы на стройке Сан-Пьетро) работал над капителями купольного фонаря.

Вторая справа часовня – капелла Строцци содержит репродукции работ Микеланджело: Пьета и статуи Леи и Рахель из гробницы Юлия II (расположенной в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи).

В церкви  сохранились два редких свидетельства константиновской базилики Святого Петра – перенесенные сюда в 1614 году во время окончательного сноса Ватиканского храма: погребальные памятники двух Римских пап Пия II и Пий III, оба из семьи Пикколомини.

КУПОЛ БАЗИЛИКИ САНТ’АНДРЕА ДЕЛЛА ВАЛЛЕ: МОДЕЛЬ И ВСТРЕЧА ДВУХ ХУДОЖНИКОВ

Важность и известность этой церкви связаны с наличием серии великолепных фресок купола, купольных парусов и апсиды. Этот необычный декоративный комплекс, расписанный художниками Доменикино и Ланфранко, а также Маттиа Прети.


Работы художников Доменикино и Джовании Ланфранко на ЭКСКУРСИИ в ГАЛЕРЕЮ БОРГЕЗЕ


Рим ПЕРВЫЙ БАРОЧНЫЙ КУПОЛ в живописи - БАЗИЛИКА САНТ АНДРЕА ДЕЛЛА ВАЛЛЕ
Рим ПЕРВЫЙ БАРОЧНЫЙ КУПОЛ в живописи – БАЗИЛИКА САНТ АНДРЕА ДЕЛЛА ВАЛЛЕ. Джованни Ланфранко

И именно здесь можно сравнить двух великих героев искусства первой половины XVII века: Доменикино и Ланфранко. Оба представители мастерской Аннибале Карраччи, их наставник был основателем Болонской школы живописи. Карраччи слыл не только талантливым художником, но и предприимчивым бизнесменом,  который знал, как устанавливать правильные отношения с нужными людьми, интерпретируя свои картины в соответствии со всеми канонами и вкусами, которые пленили пап, кардиналов и знать. Человек, который также открыл одну из лучших мастерских на всем итальянском полуострове. И именно в его мастерской Доменикино и Ланфранко развивались и созревали, однако, несмотря на общее происхождение, они выбрали совершенно разные пути и стили.

Доменикино продолжал расписывать по классической схеме, Ланфранко выбрал путь, который позже будет исследован всеми великими мастерами барокко. Визуально заметить разницу в их стилях можно здесь, внутри базилики Сант-Андреа делла Валле – любуясь, необычным куполом, который стал образцом для последующих куполов той эпохи.

Доменикино было заказано украсить купольные паруса, а Ланфранко – больший объем работы – роспись купола.

Купольные паруса заполнены фигурами четырех евангелистов, безусловно, стандартных сюжетов сакрального искусства. Здесь мы видим классицизм и академизм, которые взращивал Доменикино. Это почти геометрические композиции, очень строгие и точные, в которых фигуры на самом деле обрамлены фальшивой архитектурой и хорошо изученной перспективой.

ПЕРВЫЙ БАРОЧНЫЙ КУПОЛ в ЖИВОПИСИ

А вот купол имеет совершенно иную природу. Он, как писалось ранее, был украшен настолько новаторским решением, что в последующие годы  стал образцом. Ланфранко работает в 1625-1627 годах над внутренней частью купола: небо, облака и фигуры движутся вместе, в кружащемся движении, завершающимся во Христе.

Сюжетом выступает Пресвятая Дева Мария и ее вознесение на небеса, мать Христа можно увидеть прямо на краю купола, в классических синего и красного цветов одеяниях. Второй название фрески – Триумф Рая. Устремленные фигуры вверх, которые движутся в пространстве без псевдо-архитектуры (не как у Микеланджело на своде Сикстинской капеллы), а полностью открытое. Это динамизм, усиленная театральность в лицах и жестах фигур, движение и иллюзия, те все характеристики, которые позже станут стилем сакрального живописного убранства подобных проиведений. Например, фрески на куполе церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне, вероятно, никогда бы не существовали в их нынешнем виде без этой фрески. Кажется, что фигуры и предметы в куполе церкви Сант-Андреа делла Валле, свободно летают и парят в воздухе.

Два разных стиля на таком маленьком пространстве и соперничество между Доменикино и Ланфранко, которое разгорелось в течение нескольких лет. Они по-разному внесли свой вклад в превращение этого купола в один из самых красивых в Риме. Это настоящее чудо, которое породили другие подобные шедевры. Модель, большое начало и ключ к тому, что мы теперь называем барокко. 

Статуя Святой Марты. КАПЕЛЛА БАРБЕРИНИ или ТОСКИ
Статуя Святой Марты. КАПЕЛЛА БАРБЕРИНИ или ТОСКИ

Театральность росписи церкви находит свое продолжение в первой капелле слева – Барберини, заказанной в 1610-е года кардиналом Маффео Барберини – будущим римским папой Урбаном VIII.

Эта часовня стала местом первого акта оперы Пучини “Тоска”, действия которой разворачивается в 1800 г., когда певицам в Риме разрешили исполнять женские арии.
Месторасположение каппелы соответствует месту, где было найдено тело Святого Севастьяна матроной Луциной.
Капеллу украшают статуи Святого Иоанна Крестителя и Евангалиста, а также сестер Святого Лазаря. Это Святые жены мироносицы Мария из Вифаниии и Святая Марта (в православии Святая Марфа). Женская фигура последней в исполнении молодого Франческо Моки впечатляет не характерной тому времени линиями. Она изображена в момент усмирения дракона Тараска.

 


Заказать авторскую экскурсию – подробно описание: ЭКСКУРСИЯ – БАРОККО в РИМЕ


 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в РИМ!

Заказать и обсудить детали обзорной экскурсии по Риму, а также другие авторские и нестандартные экскурсии в Риме у Елены – профессионального гида по Риму и Ватикану. Быстрая связь по Ватсапу-

Обзор других церквей и базилик в Риме – блог Инстаграм @GIDVRIME_1

 

Ваш гид в Риме Елена
Лицензированный гид в Риме и его провинции
любительница истории и Италии, живущая в Риме с 1999 года