Close
Skip to content
Цркви Рима Базилика санта мария делла виттория

Базилика Санта Мария делла Виттория Барокко Рим Гид в Риме Экскусрия БАРОККО в Риме Римские церкви БЕРНИНИ против БОРРОМИНИ Капелла КОРНАРО Бернини Роспись ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРИИ ПОБЕДОНОСНОЙ Римские Церкви Экстаз Святой Тереза Авильская

Заказать экскурсию Барокко Рим: rimturizm@gmail.com или +393338779334

БАЗИЛИКА САНТА МАРИЯ ДЕЛЛА ВИТТОРИЯ – ТРИУМФ БАРОККО В РИМЕ

 

Эта церковь последние 20 лет стала популярной и о ней узнали благодаря одному из эпизодов романа Ангелы и демоны. См. экскурсию Экскурсия по мотивам романа Дэна Брауна «Ангелы и Демоны»

Прежде всего известность базилики связана с именем гениального  Бернини  и его творения капеллы Корнаро со скульптурной группой «Экстаз святой Терезы», которая считается триумфом искусства барокко.

Рим Церковь Санта Мария делла Виттория - шедевры барокко
Рим Церковь Санта Мария делла Виттория – шедевры барокко

Базилика Санта-Мария делла Виттория (Santa Maria della Vittoria) в Риме с подчёркнутым театрализованным убранством в масштабах истории Вечного города «молода» и насчитывает всего лишь 400 лет.

БАЗИЛИКА Санта-Мария делла Виттория ИСТОРИЯ

В 1597 году орден босых кармелитов, недавно образованный орден нищенствующих, появляется в Риме. В 1605 году они покупают землю «возле Саллюстийских садов … на Монте Квиринале, недалеко от источника Аква Феличе и церкви Святой Сусанны». В этом месте проходила Via Pia (сегодня улица via XX settembre) – центральная артерия, ведущая от Квиринала до Порта Пиа В период с 1608-1620 год  под руководством архитектора Карла Мадерно строится церковь, название которой было вдохновлено обращением апостола Павла.

В конце XVI века, в этом периферийном районе Рима вокруг были лесные угодья и открытая сельская местность. Со стороны современной площади Республики до вокзала Термини располагалась базилика Санта Мария дельи Анджели и деиМартири и прострилась огромная загородная вилла Перетти Папы Римского Сикста IV, с противоположной – владения семьи Боргезе и Бонкомпаньи.

Тем временем, в 1618 году в Европе разразилась Тридцатилетняя война, которая велась в пределах Священной Римской империи между католическими и протестантскими народами.

8 декабря 1620 года в битве на Белой горе недалеко от Праги католики смогли одержать победу, приписывав ее покровительству Мадонны, а не доблести воюющих.

История рассказывает, как Босоногий кармелит испанского происхождения отец Доменико, при сопровождании католической армии года под командованием Максимилиана I, герцога Баварии по дороге в Богемию в сторону Праги нашел в разграбленном замке в Страконицах маленькую икону. Образ Богоматери с младенцем, брошенный на земле, был поврежден, глаза родителей Иисуса и пастухов, за исключением младенца Иисуса Христа были пронизаны насквозь. Эта профанация глубоко тронула достопочтенного кармелита, который взял его с собой на полю битвы у Белой горы.

И вот в решающий момент битвы монах кармелит Доменик с иконой в руках появляется на первой линии, возглавляя солдат-католиков. От ее изображения начинают исходить очень яркие лучи света, которые “ослепляют противников”, заставляя их беспорядочно бежать.

8 мая 1622 года чудотворный образ был торжественно перевезен в Рим для укарашения главного алтаря церкви апостола Павла, которую с тех пор стали называть просто церковью Санта-Мария-делла-Виттория (Санта Мария Победосная).

Чтобы достойно закрепить память об этом выдающемся событии, сначала отец Доминик, а затем представители влиятельных католических семей Европы внесли существенный вклад в оформление церкви.

Во многих городах Европы были построены церкви, посвященные Святой Марии Победоносной.

Фасад церкви, выложенный травертином, был построен между 1624 и 1626 годами по проекту архитектора Джованни Баттиста Сориа (1581-1651) на средства кардинала Сципионе Боргезе в обмен на подарок, сделанный ему кармелитами. Эта статуя спящего Гермафродита, найденная в 1608 году при раскопках для строительства  фундамента церкви хранилась в коллекции семьи Боргезе, сегодня в Лувре.

Через два года строительство было завершено, украшение интерьера в стиле барокко продолжалось до конца XVII века.

Внутри единственный неф удивляет всех, кто входит, своим великолепием барокко, церковь является одним из самых роскошных образцов барочного декора в Риме благодаря богатству мрамора, лепнины и фризов, росписи.

РОСПИСЬ ФРЕСКИ СВОДА И АПСИДЫ

Джан Доменико Черрини, известный как Кавалер Перуджино (Перуджа 1609 – Рим 1681), является автором фресок свода и купола, расписанных в 1660-х годах.

Фрески на своде представляют собой Победу Девы Марии над Ересью и падение мятежных ангелов, тема купола – Вознесение апостола Павла с отсылкой на первое название церкви.

Совсем недавно (относительно) была выполнена фреска в апсиде, предыдущие украшения которой были уничтожены пожаром в 1833 году. Роспись принадлежит Луиджи Серра (1846–1888) из Болоньи. Фреска, созданная а 1877-1880 годах, изображает вход католической армии в Прагу после битвы на Белой горе. Икона является копией той богемской. Работа была заказана принцем Алессандро Торлония, который в те годы профинансировал восстановление церкви. Подготовителные картоны к работе затем купила Национальная галерея современного искусства в Риме.

Читайте Нетуристические художесвенные галереи Рима

С протовоположной стороны, на тыльной стороне фасада находится внушительный хор с барочным органом 1680 года работы Маттиа де Росси. Кариатиды, которые поддерживают его более, чем уникальны и являются редкими в украшении церкви, поскольку представляют собой рыцарские доспехи. Это еще одна отсылка к битве у Белой горы.

Капелла Корнаро - Экстаз Святой Терезы Авильской. Бернини
Капелла Корнаро – Экстаз Святой Терезы Авильской. Бернини

КАПЕЛЛЫ БАЗИЛИКИ САНТА МАРИЯ ДЕЛЛА ВИТТОРИЯ

В отношении часовен право патронажа (“jus patronatus” ) было предоставлено знатным семьям “при условии, что каждая из них украсит алтарь способом, соответствующим богатому убранству, спроектированному и созданному Мадерно”.

Таким образом, все 6 часовен превратились в настоящие драгоценные шкатулки, каждая из которых тоже хранит произведения великих мастеров. Седи них работы художников Гуидо Рени, Доменикино. В капелле Святого Иосифа находится скульптурная композиция Доменико Гуиди сер XVII века. Скульптор  изобразил момент, когда ангел спустился во сне к Иосифу, чтобы предупредить его о «ночи избиения младенцев». Он наказывает отцу семейства быстро собрать семью, бежать в Египет и быть там. Ниже в стелянном ковчеге находится женская восковая фигура, внутри которой хранятся мощи римской святой Виктории.

Капелла Корнаро – ШЕДЕВР Бернини

Капелла С. Терезы Авильской с впечатляющей скульптурной группой Экстаза Святой, известная как« часовня Карнаро» прославила церковь Санта-Мария-делла-Виттория

Работа Джан Лоренцо Бернини для кардинала – венецианца Федерико Корнер (или Корнаро) была создана в 1644 – 1652 годах, во время понтификата Папы Иннокентия X.

Капелла состоит из выдющегося вперед алтаря, который открывает кулисы в пространство, имеющее овальную форму. Сверху попадает свет из окна, невидомого снаружи, создавая сверхъестественный эффект.

В ансамбле, продуманным до мельчайших деталей великим мастером, все сосредоточено на скульптурной группе, изображающей святую Терезу, «пронизанную»  любовью к Богу. Это сцена взята из описания жизни, сделанного самой святой в момент мистических объятий с Богом.

Тереза лежит на облаке, ее одежда почти сдвинулась с плеч из-за ветра, в то время как ангел в тунике и озорной улыбкой держит двумя пальцами стрелу, готовую пронзить ее. Они оба окутаны золотым светом, который исходит из из окна, искусно спрятанного за часовней, и скользит по золотым лучам, расположенным за скульптурной группой.

Рим Базилика Санта Мария делла Виттория Святая Тереза Авильская - детали композиции
Святая Тереза Авильская – детали композиции

Статуя святой Терезы, изображенная в экстатическом видении, часто представляется как самостоятельное произведение, но это неправильно. Ее следует рассматривать как эпицентр сложного целого, которое вовлекает зрителя в удивительный визуальный опыт внутри часовни Корнаро.

Семь присутсвтующих кардиналов, включая самого Федерико и его отца Дожа Джованни выступают в качестве свидетелей Трансверберации Святой Терезы

Они наблюдают за неординарным событием, происходящим перед их глазами в центре мистического пространства из лож. Как его описала сама святая: «Я увидела ангела рядом со мной в телесной одежде ……..Я увидела в его руках длинную стрелу с огненным наконечником. Мне показалось, что этой стрелой он ранил мое сердце и проникал ….». Бернини материализовал слова святой в мраморе и подарил нам этот шедевр

Давно умершие персонажи изображены живыми, ведущими благочестивые беседы в обрамлении величественных архитектурных лож в сходящейся перспективе к алтарю капеллы.

Эта капелла не является погребальной часовней, здесь нет захоронений, это мемориальное место. Его богословское значение, отчасти предложенное венецианским кардиналом, придает особое значение композиции. Посвящение капеллы Святой Терезе тесно связано с озарением семьи Корнер, своего рода религиозным прозрением, которое наполняет весь проект.

Благодаря заказу Корнаро сам Бернини гордо еще раз подтвердил свое профессиональное лидерство и бесспорное главенство римского барокко.

Если говорить в рамках биографического и творческого пути Бернини, недавние исследования подтвердили большую религиозность скульптора. Он был пылким и усердным приверженцем учения святого Игнатия Лойолы, с которым общался дважды в неделю и практиковал его «Духовные упражнения». Он искренне верил в необходимости и важности создания произведений священного искусства для мотивации верующих, а не только для восхищения посетителей. Во время работы над капеллой Святой Терезы Авильской Бернини было уже 50 лет, он считал себя вступившим в фазу жизни, все более посвященную приготовлению к «счастливой смерти» и «созерцанию» Бога. Поэтому в этот период своей жизни Бернини часто пробовал свои силы в скульптурах, изображающих персонажей в момент их эмоционального экстаза. Это своего рода прототип переживания, выходящего за пределы человеческого уровня и превращающегося в божественное.

Посещение церкви входит также  в маршрут экскурсии Рим эпохи Барокко
на тему соперничества между двумя римскими архитекторами Рима XVII века Бернини против Борромини

  • Открыта: 7.00-12.00, 15.30-19.00.
  • Форма одежды – закрытые плечи и колени.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в Рим!

 Заказать и обсудить детали обзорной экскурсии по Риму, Ватикану у профессионального гида по Риму и Ватикану – Елена. Бвстрая связь по Ватсапу.

Экскурсовод в Риме Елена
Лицензированный гид по Риму и его провинции,
любительница истории и Италии, живущая в Риме с 1999 года