Close
Skip to content
Рим Базилика Сант-Иньяцио ди Лойола в Риме

Базилика Сант Иньяцио с зеркалом – история и описание росписей. ПСЕВДО КУПОЛ Экскурсии в Риме Барокко НЕЗНАКОМЫЙ Рим Гид в Риме Экскурсия БАРОККО – Римские барочные церкви. Интересные маршруты экскурсии по Риму. РОСПИСИ ХУДОЖНИКА Андреа Поццо

Заказать экскурсию Барокко в Риме: rimturizm@gmail.com или +393338779334

 

 ЦЕРКОВЬ САНТ-ИНЬЯЦИО в РИМЕ, которую надо посетить

Барочная церковь Сант-Иньяцио (Sant’Ignazio) ордена иезуитов (официальное название ордена «Общество Иисуса»).

Церковь Сант-Иньяцио ди Лойола в Риме, обращенная к площади, посвященной святому расположена между Виа дель Корсо и Пьяцца дель Пантеон и хранит абсолютный шедевр, мимо которого среди множества красот Вечного города не возможно не пройти – это грандиозная фреска с ее невероятной перспективой на тему Прославления Святого Игнатия.

Величественная церковь Сан-Иньяцио в стиле барокко стоит на одноименной площади и была построена по заказу кардинала Людовико Людовизи, начиная с 1626 году в честь Игнатия де Лойола, основателя Общества Иисуса. Решение было принято после канонизации Святого Игнатия в 1622 году Папой Римским Григорием  XV, племянником которого и был кардинал Людовико Людовизи.

Памятное надгробие кардинала Людовико Людовизи и Папы Римского Григория XV века. Базилика Сан Иньяцио ди Лойола
КАПЕЛЛА ЛЮДОВИЗИ. Памятное надгробие кардинала Людовико Людовизи и Папы Римского Григория XV века. Базилика Сан Иньяцио ди Лойола

Базилика стоит на месте построенной в 1567 году церкви Санта Мария Аннунциата для обслуживания учеников и студентов Римского колледжа, к которому она сейчас примыкает задним фасадом. Церковь Аннунциатина (как ее обычно называли) имела престиж и честь хранить могилу Папы Римского Григория XV, умершего в 1623 году Приверженность кардинала Людовизи Компании Общества Иисуса началась еще в школьные годы. Когда у него появилась возможность построить храм – он немедленно заплатил 100 000 скуди, сказав: «… за его ширину и красоту меньше не стоит».

АРХИТЕКТОР БАЗИЛИКИ САНТ-ИНЬЯЦИО ди ЛОЙЛА

Все источники сходятся во мнении, что кардинал Людовизи объявил конкурс на назначение архитектора и что среди тех, кто представил чертежи, был Доменикино, его особый протеже. И вот с этого момента начинается неясность. Пассери, большой друг художника, на удивление сдержан: «Доменико, в частности, внес свой вклад в состояние; но Бог знает, чем это закончилось, и об этом излишне говорить».

Напротив, известный римский историограф Беллори гораздо более ясен.Он говорит, что Доминик сделал несколько эскизов для кардинала Людовизи, но позже к нему пришли иезуиты «… и сказали ему не утомляться; потому что они хотели следовать форме своей церкви Джезу, как первой и самой красивой, которая служила примером и образцом для других церквей: Доминик ответил, что они довольны наличием двух образцов, и что он предложил бы второй; но все было напрасно ». Поэтому, задание было передано отцу-иезуиту Орацио Грасси, архитектору, математику и астроному, известному тем, что он был противником Галилео Галилея.

В заметках XVIII века говорится, что Доменикино обиженно отказался от участия в проекте, когда Грасси объединил 2 эскиза-проекта, которые он представил и которые были жестко подвергнуты цензуре иезуитами. Источники иезуитов, напротив, не упоминают Доменикино, ограничиваясь тем, что именно кардинал Людовизи выбрал проект Грасси из всех представленных ему. Очевидно, давление было очень сильным. Хотя Людовизи продолжал в течение оставшихся нескольких лет своей жизни проявлять интерес к строительству, даже настаивая на назначении комиссии архитекторов, включая художника Доменикино и Карло Мадерно, для тщательного изучения проектов Грасси. Но факты говорят о том, что он не осуществлял никакого реального контроля, ограничивая свою деятельность функцией финансиста. Одним из его последних действий перед смертью было оставление Компании еще 100 000 дукатов.

Тромплёй - монументальная роспись
ПРОСЛАВЛЕНИЕ САНТ ИНЬЯЦИО ДИ ЛОЙОЛА. Роспись – Андреа Поццо. Вторая пол. XVII века

ЦЕРКОВЬ САНТ-ИНЬЯЦИО: УБРАНСТВО – ВЕЛИКОЕ БАРОККО в РИМЕ

Новое здание предназначалось для учеников и студентов Римского колледжа, а не для общественного культа, поэтому украшение боковых часовен не могло быть поручено семьям римской знати, в результате иезуиты взяли на себя эту задачу. Была необходимость экономить,  Компания сочла за лучшее следовать обычной политике в аналогичных обстоятельствах, используя одного из своих членов – Пьера де Латтра из Сент-Омера, который в 1626 году вступил в новициат ( период  испытания вступающих в монашеский орден). Он расписал свод ризницы, завершил 6 росписей боковых часовен и иллюзионистски нарисовал фальшивый алтарь на внутренней стене апсиды. Из того немногого, что осталось от его работ, нетрудно понять, что он был художником с ограниченными дарованиями и способностями.


Церковь была открыта для публики временно в 1650 году, при этом внутренняя часть была частично закрыта до первой линии центрального нефа.  До завершения строительства и оформления еще потребовалось 35 лет. А церемония освящения состоялась только в 1722 году.


Когда во время обзорной экскурсии «Путешествие в историю Вечного города» (или Монументальный Рим) мы с туристами переступаем порог церкви святого Игнатия – всегда наблюдаю с интересом ощущение их изумления.
Описание и маршрут: Обзорные экскурсии в Риме

Автор росписей свода ценрального нефа – художник Андреа Поццо, который создает это невероятное произведение живописи в 1691-1694 годах – фактически второе церковное здание, но иллюзорное.  Представьте себе, что длина церкви составляет 81 метр, а ширина – 43. Хотя фреска «только» украшает центральный неф, мы все же говорим о фреске, площадь которой превышает 2000 кв метров. Это означает, что фреска церкви Сант-Иньяцио ди Лойола в Риме является одной из самых обширных в мире.
Стоит отметить, что потолок, на котором Андреа Поццо пишет фреску, практически плоский. Благодаря мастерскому владению перспективной живописью и включению расписанных архитектурных элементов (арок, колонн, антаблементов) Андреа Поццо «построил» вторую церковь, призрачно возвышающуюся над первой. Если стать на желтый мраморный диск в центре напольного покрытия центрального нефа, эффект будет очевиден. В данный момент там находится увеличительное зеркало, у которого стоит очередь, чтобы сделать селфи на фоне расписного свода.

ЦЕРКОВЬ САНТ-ИНЬЯЦИО: ФРЕСКА ЦЕНТРАЛЬНОГО НЕФА

Фреска церкви Святого Игнатия Лойолы посвящена миссионерской деятельности иезуитов. В центре изображения находится Христос, который лучом света поражает сердце Сант-Иньацио, который в свою очередь излучает его в сторону 4 групп фигур. Они символизируют 4 континента планеты. Каждый континент изображен в виде женских и мужских фигур, опирающихся на определенные животное. Европа со скипетром – на коне, Азия – на верблюде. Африка – на крокодиле, Америка ассоциирована с молодым индейцем, держащим копье – на  пуме.
Под каждым континентом «падают» гигантские фигуры – ереси и идолопоклонства. Визаулизация тел потрясающая – создает впечатление, что это настоящие скульптурные группы.

Фрески церкви Святого Игнатия Лойолы в Риме
Фальшивый псевдо купол Базилика сант иньяцио ди Лойола в Риме. Роспись Андреа Поццо (1685 г.)

ЦЕРКОВЬ САНТ-ИНЬЯЦИО: ПСЕВДО – КУПОЛ

Двигаясь дальше к апсиде, вы окажетесь под большим куполом. Но будьте внимательны: это тоже иллюзия. Купола не существует, это большой круглый холст, также расписанный Андреа Поццо (1685 г.). Точка схода расположена в направлении нефа. Купол представляется настоящим за счет мастерски изображенных в перспективе архитектурных элементов (световой люк лантерны, окна), а также фресок.

Четыре купольных паруса украшают изображения героев Ветхого Завета: Юдифь и Олоферна, Давида и Голиафа, Иаиль и Сисару, Самсона и филистимлян.
Сюжеты, в которых библейские персонажи побеждают врагов Израиля – в данном случае используются в качестве метафоры борьбы, которую ведет Святой Игнатий (Игнасио) де Лойола и иезуиты против ереси и еретиков. Однако на этом работа Андреа Поццо не заканчивается. Художник-иезуит также посвятил свое искусство апсиде и пресвитерию.

ЦЕРКОВЬ САНТ-ИНЬЯЦИО: ПРЕСВИТЕРИЙ и АПСИДА

В пресвитерии три картины иллюстрируют основные моменты призвания Св. Игнатия и зарождение Общества Иисуса.
На центральном алтаре находится картина на тему как Св. Игнатий в районе под Римом Ла Сторте (на Виа Кассия)переживает свое видение Бога-Отца и Христа, держащего крест. Над ней табличка с надписью «Ego tibi Romae propitius ero» ( в переводе «Я буду благосклонен к тебе в Риме») в память об этом событии.
Справа – Св. Игнатий приветствует Святого Франциска Борджиа в Обществе Иисуса Слева – Проводы Святого Франциска Ксаверия в Индию. В апсиде изображена Слава св. Игнатия, благодаря заступничеству которого исцеляются жертвы чумы.

И здесь опять Андреа Поццо проявляет свой талант: ему удалось изобразить псевдо – архитектуру с четырьмя прямыми колоннами на вогнутой поверхности. В своде триумфальной арки – ранение святого Игнатия при осаде Памплоны, с которой началось его обращение.

КАПЕЛЛА ЛЮДОВИЗИ

Кардинал Людовико Людовизи (Болонья 1595 – Рим 1632) – сын сенатора Орацио и, следовательно, племянник Папы Григория XV. Он на следующий день после своей коронации получил сан кардинала (1621 г.). Затем у него было архиепископство Болоньи. Его называли кардиналом Падроном, потому что всего за 29 месяцев понтификата своего дяди он смог баснословно приумножить состояние своей семьи. Кардинал Людовико Людовизи построил виллу, где Гверчино нарисовал Аврору.
В часовне Людовизи находится надгробный памятник Папе Григорию XV и кардиналу Людовико Людовизи, созданный в период с 1709 по 1717 годы по проекту французского скульптора Пьера Легро. Его украшают аллегорические женские статуи. Наверху крылатые статуи Фам, трубящие во славу семейства Людовизи, по бокам урны – фигуры Религии и Щедрости, а ниже – похоронный медальон кардинала между двумя путтами. В угловых нишах капеллы Людовизи помещены четыре лепные статуи, изображающие добродетели: Крепость, Справедливость, Благоразумие и Умеренность.


Заказать авторскую экскурсию – подробно описание: ЭКСКУРСИЯ – БАРОККО в РИМЕ


 

  • Церковь Святого Игнатия. Режим работы: 7.30 – 19.00, без перерыва. Вход бесплатный.
  • Форма одежды – закрытые плечи и колени.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в РИМ!

Заказать и обсудить детали экскурсий по Риму, а также другие авторские и нестандартные экскурсии в Риме у Елены – профессионального гида по Риму и Ватикану. Быстрая связь по Ватсапу

 

Ваш гид в Риме Елена
Лицензированный гид в Риме и его провинции
любительница истории и Италии, живущая в Риме с 1999 года