Close
Skip to content
АВТОРСКИЕ ЭКСКУРСИИ В РИМЕ барокко ЖИВОПИСЬ караваджо и Доменикино в церкви Сан Луиджи дей Франчези

Церковь Сан Луиджи дей Франчези Караваджо в Риме Описание Караваджо шедевры список работ в Риме Марсово Поле Римские церкви Капелла Контарелли Храм Святого Людовика Французского Апостол Матфей Незнакомый Рим Фасад церкви Саламандра Надпись Храмы Нетуристический Рим Гид БАРОККО Базилика Святого Людовика Французкого Микеланджело Меризи Караваджо бесплатно Призвание Святого Матфея Экскурсии в Риме Галерея Боргезе

Заказать экскурсию в Риме: rimturizm@gmail.com или +393338779334

КАРАВАДЖО – церковь САН ЛУИДЖИ ДЕЙ ФРАНЧЕЗИ

Церковь Сан Луиджи дей Франчези на Марсовом Поле находится между Пантеоном и площадью Навона на одноименной площади.

Piazza di S. Luigi de ‘Francesi до строительства церкви называлась piazza saponara, то есть площадь мыловаров. Ранее здесь располагалась Мыловаренная гильдия и мастерские по производству мыла.

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ БАЗИЛИКИ

История и Убранство церкви Сан Луиджи дей Франчези в Риме
История и Убранство церкви Сан Луиджи дей Франчези в Риме

Национальная французская церковь в Риме – находка для ценителей итальянской живописи. История церкви начинается в 1478 году, когда папа Сикст IV пожертвовал приход французской колонии в Риме, посвященный «Зачатию Пресвятой Девы Марии, св. Дионисию и св. Людовику, королю Франции» (покровители французской нации) и основал одноименное братство, первое ядро ​​Конгрегации французских благочестивых организаций, которое до сих пор управляет религиозными основами нации.

Строительство новой церкви началось в 1518 году по воле кардинала Джулио Медичи (будущего папы Климента VII). Работы велись очень медленно, с остановкой в период разграбления Рима в 1527 году. Только спустя почти 60 лет благодаря финансовой поддержке Катерины Медичи церковь Сан Луиджи дей франчези была заверешена. В 1589 году ее освятили.

Базалика Сан Луиджи дей Франчези посвящена Святому Людовику Французкому, королю Франции Людовику IX. Один из самых известных европейских монархов Средневековья. Его правление (вторая пол. XIII века) запомнилось как золотой век. Монарх, принесший Франции ​​экономический, интеллектуальный и художественный подъем. Считается лучшим представителем одной из трех великих динанстии –  капетингов прямой ветви. Людовик любил книги и искусство. Его называют Периклом Средневекового зодчества.

ОПИСАНИЕ ФАСАДА БАЗИЛИКИ САН ЛУИДЖИ дей ФРАНЧЕЗИ

Архитектором фасада церкви является Доменико Фонтана по проекту Джакомо Делла Порта. Облицованный травертином фасад увенчан треугольным тимпаном с гербом Франции. Его украшают статуи четырех важных фигур в религиозной истории Франции.

Статуи Карла Великого и Святого Людовика Французского. Ниже, под каждой из нишей- два каменных круга, внутри которых изображена саламандра, увенчанная короной и окруженная огнем. Согласно древней легенде, животное невосприимчиво к огню, и было выбрано французским королем Франциском I, который поместил его в центр своей личной эмблемы. В период его правления велись работы по строительству церкви.

Надписи с  девизом «nutrisco et extinguo», или «Я им питаюсь (хорошим огнем) и я его тушу (плохой огонь)» относится к статуе Карла Великого, который расширил Франкское королевство. Его девиз (хотя и измененный на «extingo») характеризует правление Карла Великого: огнем и мечом объединяет.

Другое тондо под статуей Святого Людовика Французского несет девиз «erit ERIT christianorum lumen» im igne», или «Будет свет христиан в огне» и намекает на «титул, данный королям Франции большинством христиан», как бы говоря: «Я король своим пламенем буду светом для христианского народа».

Выше на фасаде ниши со статуями Святой Клотильды – королевы Франции и Жанны Французской.

Святая Клотильда стала образцом вдовы и христианской властительницы, в сер. VI века была прославлена как основательница и защитница французской монархии. Благодаря ей ее супруг – знаменитый король Хлодвиг из рода Меровингов (486–509) обратился в христианство и стал основателем Франкского королевства. Французская монархия обязана ей своей эмблемой – тремя цветками лилии, символом Пресвятой Троицы. Роль св. Клотильды в истории Франции сравнивают с заслугой св.Ольги на Руси, св.Людмилы – в Чехии, св.Елены – в Римской империи.

Святая Жанна Валуа (Жанна Французкая) – нелюбимая жена Людовика XII, меньше года называясь королевой. После развода, женщина сильная духом, отдала себя служению богу, стала основательницей ордена аннунциаток, посвященному чуду Непорочного зачатия. За помощь бедным и больным католическая церковь, спустя два столетия признала ее блаженной, а в 1950 году канонизировала.

УБРАНСТВО БАЗИЛИКИ САН ЛУИДЖИ дей ФРАНЧЕЗИ

Барокко капеллы Сан Луиджи дей франчези, выполненная одной из первых женщин-архитекторов Плаутиллой Брачи
Барокко капеллы Сан Луиджи дей франчези, выполненная одной из первых женщин-архитекторов Плаутиллой Брачи

Трехнефный храм в стиле барокко, отмеченный массивными арками, наполнен теплым светом благодаря богатому покрытию ценными видами мрамора и позолоченной лепниной, выполненной 1750-1760 годах. В центре свода фреска на тему Апофеоза Святого Людовика Французкого и Святого Диония Парижского (первого Епископа), а также Хлодвига (обращенного в христианство благодаря своей жене – Святой Клотильде).

Настоящая слава церкви связана с работами Караваджо, помещенными в последней часовне левого нефа, куда посетители просто устраивают паломнические шествия. Капелла Кoнтарелли была расписана по заказу французкого кардинала, урожденного Матье Коинтэро (итальянизированая фамилия Контарелли), под патронатом которого также был построен фасад церкви и главный алтарь.

Микеланджело Меризи Караваджо, уже после смерти заказчика, выполняет три знаменитые картины, изображающие Истории святого Матфея (1599-1600), прославляя заказчика, чье имя он носил. Это был первый общественный заказ художника, который он получил благодаря своему покровителю меценату и кардиналу Франческо Мария Дель Монте.

ОПИСАНИЕ ШЕДЕВРОВ КАРАВАДЖО – Капелла Кoнтарелли

Картина Призвание Святого Матфея

Первая картина, выполненная Караваджо была Призвание Святого Матфея. На картине изображен евангельский эпизод, в котором Матфей, ​​сборщик налогов – мытарь, получает «призыв» следовать за Иисусом. Протянуя рука Христа напоминает знаменитый жест на фреске «Сотварение Адама» потолка Сикстинской капеллы Микеланджело. Сцена происходит в узком помещении, едва освещенном тусклым светом, исходящим из окна. Левий Матфей сидит за столом с коллегами и охранниками, пересчитывая деньги. Все одеты в современную одежду времен Караваджо. Это один из первых случаев, когда сакральное событие происходит в настоящем времени с предельной реалистичностью.

Справа в сцену ворвались две фигуры: Христос и Святой Петр. Вместе с ними входит луч света, который проецируется на людей, освещает их лица, руки и части одежды, оставляя остальное в темноте. Иисус властным жестом протянутой руки указывает на Матфея. А будущий апостол указывает на себя, пораженный тем, что он избранный. Два более молодых сборщика долгов обращаются ко Христу, но не осознают масштабности события. Остальные, даже не поднимая головы, продолжают считать деньги. Призвание Святого Матфея знаменует собой поворотный момент в творчестве Караваджо. Художник впервые использует технику живописи кьяроскуро (светотень). С этого момента освещение сцены становится направленным: свет пронзает тьму с разных углов с неистовой драматической интенсивностью в картинах Караваджо. Свет в Призвании Св. Матфея является символом божественной благодати, которая дает всем людям, но только Матфей откликается на призыв Иисуса. Это наглядное преобразование концепции свободы воли: каждый человек может выбирать, будет ли идти по пути спасения или нет.

Экскурсия По следам Караваджо Капелла Кoнтарелли Призвание С.Матфея
Экскурсия По следам Караваджо Капелла Кoнтарелли Мученичество Святого Матфея

Картина Мученичество Святого Матфея

Убийство во время богослужения у алтаря – Мученичество Святого Матфея. Этот момент задается ломбардским художником в драматической и реалистичной сцене, подчеркивая принцип «здесь и сейчас» и представляя реальность в ее самой грубой форме. Мученичество на самом деле напоминает сцену уличного насилия, агрессии и отходит от традиционной иконографии, которая имеет тенденцию патинировать такое священное событие и преображать его божественным светом. Все детали драматической и жестокой человечности превознесены, а не упущены или размыты. Обнаженные тела особенно реалистичны, они не чрезмерно повернуты, как у других работ, хотя анатомия и движения конечностей особенно эффектны в центральной фигуре.

Картина Святой Матфей и Ангел

Алтарная картина капеллы Контарелли – Святой Матфей и Ангел (1602 г.). Вторая версия того же сюжета, написанная Караваджо после того, как первая картина была отвергнута. Причина состояла в том, что святой изображен простолюдином с грязными ногами. Вскоре кардинал Винченцо Джустиниани купил ее у художника. К сожалению, этот холст, прибывший в Берлин в 1815 году, был уничтожен бомбардировками союзников, обрушившихся на немецкую столицу в конце Второй мировой войны.

Более подробное описание картин Караваджо при посещении церкви Сан Луиджи дей Франчези по маршруту эксклюзивной экскурсии По следам Караваджо в Риме из цикла Незнакомый Рим с экскурсоводом по Риму.


Картины Караваджо в Риме, где можно посмотреть бесплатно или в музеях с маршрутом на странице: Полный список работ Караваджо в Риме.


Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези – это сокровищница ценных произведений искусства. Обязательно входит в маршрут нестандартных экскурсий по Риму

Самые красивые церкви Рима. Базилика Сан Луиджи дей Франчези в Риме. Капелла Сан Луиджи IX
Самые красивые церкви Рима Капелла Сан Луиджи IX

Обязательна остановка во второй часовне справа, в которой находится копия Рафаэля Санта-Чечилия (оригинал в Национальной художественной галерее Болоньи), созданная Гвидо Рени, и фрески Доменикино на тему истории жития Святой Чечилии. Изначально работа Гвидо Рени находилась в римской церкви Санта Чечилия в Трастевере и была перенесена сюда по указанию кардинала Сфондрато, как подарок французской церкви. Фрески художника Доменикино с рассказами о Святой Чечилии, были выполнены 1611-1614 годах. Это был период, когда почитание римской святой сильно возросло из-за находки ее нетленного тела в одноименной базилике в Трастевере.

Привлекает необыкновенно красивая капелла Святого Людовика Французского, выполненная во 2-й пол. XVII века одной из первых в мире женщин-архитекторов Плаутиллой Брачи. Она же – автор картины главного алтаря капеллы.

В церкви также находится несколько захоронений, в том числе гробница Полин де Бомон, выполненная по заказу ее возлюбленным французким писателем Франсуа Рене де Шатобриан; гробница кардинала Франсуа Жоашина де Берниса, посла королей Людовика XV и Людовика XVI и Фредерика Бастиа, великого либерального мыслителя. Здесь также  похоронены Джузеппе Сиско – первый хирург и доктор Университета Сапиенца и Марин Турлониа – основатель династии Торлония.


Картины Караваджо на экскурсии Галерея Боргезе с лицензированным гидом в Риме. О жизне Караваджо читайте в статье Судьба и женщины Караваджо


Что постмотреть рядом с базиликой Сан Луиджи на Марсовом Поле – Пантеон и Площадь Навона.

  • Форма одежды для посещения храмов – закрытые плечи и колени
  • Вход в базилику – бесплатно
  • Открыта: 7.00-12.00, 15.30-19.00.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в Рим!

Заказать и обсудить детали обзорной экскурсии по Риму, Ватикану у профессионального гида по Риму и Ватикану – Елена. Быстрая связь по Ватсапу

Ваш гид в Риме Елена
Лицензированный гид в Риме и его провинции
любительница истории и Италии, живущая в Риме с 1999 года