Close
Skip to content
Рим Музейные Индвидуальные Экскурсии

Экскурсия в Капитолийские музеи Популярные Лучшие экскурсии Список – КАТАЛОГ ЭКСКУРСИЙ В РИМЕ Нетуристические Музеи Рима Гид Рим за два или три дня  Что посмотреть Смотровые площадки – Крыши Рима Античный Рим Известные экспонаты  Шедевры  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСКУРСИИ

Заказать экскурсию: rimturizm@gmail.com  или +39 333 877 9334

ЭКСКУРСИИ в РИМЕ – КАПИТОЛИЙСКИЕ МУЗЕИ (3 часа)

Шедевры Капитолийских музеев
Шедевры Капитолийских музеев

Экскурсия в Капитолийское музеи является среди музейных экскурсий 3- ьей по значимости, после Ватиканских музеев и галереи Боргезе.  В отличие от музеев Ватикана и галереи Боргезе в Капитолийские музеи можно легко попасть, так как очередей на вход нет,  в галереях безлюдно.. А коллекции не менее интересны и заслуживает внимания. Если вы настоящий поклонник Италии, ее истории и культуры, нравится античный Рим, то обязательно должны посетить Капитолийские музеи в Риме.

Хотя бы только, чтобы в «живую» увидеть «Капитолийскую волчицу», ставшую символом Рима.

Посещение Капитолийских музеев с гидом – искусствоведом или самостоятельно обязательно, если в Риме есть еще 2 или 3 дня. Экскурсия в Капитолийские музеи может стать продолжением экскурсии на тему Античного Рима.

Основание Капитолийских музеев

14 декабря 1471 года – основатель Сикстинской капеллы передает в «дар» народу Рима собрание античной бронзы из четырех скульптур, фактически, создав первый публичный музей в мире. В документе о передаче указывалось слово не «дар», а «возврат»!

Скульптуры символизировали преемственность между Императорским Римом и Римом Пап. Таким образом, благодаря реституции, римский народ был признан законным наследником Древнего Рима. На уровне политической пропаганды, их расположение на Капитолийском холме подчеркивало превосходство власти Пап над капитолийской магистратурой.

Музеи Рима. Гид. Основатель Сикстинской капеллы и Капитолийских музеев.
Музеи Рима. Гид. Основатель Сикстинской капеллы и Капитолийских музеев.

Так, благодаря прогрессивному папе Сиксту IV появилось первое ядро Капитолийских музеев – это бронзовые экспонаты ранее хранилсь в Латеранском Дворце – одной из резиденций Римских пап.

  • Знаменитая статуя Капитолийской Волчицы,
  • Колосс Константина Великого (фрагменты),
  • Статуя Камилла,
  • Статуя Мальчика, вытаскивающего занозу.

Экспонаты были размещены во дворе Палаццо дей Консерватори, который за короткое время стал обогащаться шедеврами античного Рима, происходящими из первых раскопок XVI века в Вечном городе.

«Музеи» говорят во множественном числе, поскольку позже коллекция Сикста IV была дополнена и расширена другими экспонатами, сформировав таким образом еще протомотеку и пинакотеку, коллекции античной скульптуры и этрусской керамики. 250 лет спустя, в 1734 году, музеи официально открылись для публики благодаря воле другого Папы, Клементе XII Корсини

Музеи размещаются в трёх дворцах на спроектированной Микеланджело Капитолийской площади

Посещение Капитолийских музеев состоит из нескольких этапов и соответсвует Дворцам, в которых они расположены.


Читайте: ВЕСЬ СПИСОК – Нетуристические Музеи Рима


Экскурсовод Лучший Гид искусствовед Рим
Экскурсовод Лучший Гид искусствовед Рим

Маршрут начинается с коллекции Дворца Консерваторов или Палаццо-деи-Консерватори, в котором на втором этаже располагаются так называемые Парадные Апартаменты. Они являются самой старинной частью всго комплекса  и относятся к XVI веку.

Помещения на первом этаже здания использовались магистрами для деятельности, связанной с управлением городом, и представляют собой единый комплекс с точки зрения функций и декоративного убранства. Здесь проходили заседания Общественного и Тайного совета города Рима.Богатое оформление этих представительских залов (фрески, лепнина, резные потолки и двери, гобелены) имеет своей главной целью – освещение главных эпизодов древней истории Рима, от его основания до эпохи Республики.

Зал Горациев и Куриациев носит название одной из главных монументальных фресок помещения.

Цикл фресок иллюстрирует некоторые эпизоды легендарной истории происхождения Рима, рассказанные историком Тито Ливио. Сцены представляют собой серию псевдо-гобеленов, разделенных по длинной стороне декоративными гирляндами из фруктов и цветов, оружейнвми трофеями. Нахождение волчицы вместе с Ромулом и Ремом (1596 г.):

  • Фаустул обнаруживает волчицу, кормящую Ромула и Рема под ветвями смоковницы на берегу Тибра.
  • Разгром римской армией царя Тулла Гостилия этрусских городоа Вейо и Фиден
  • Битва Горациев и Куриациев – эпизод войны Рима против близлежащего города Альбалонга, который закончился дуэлью между представителями Рима – Горациев, и представителями Альбалонги – Куриациев.
  • Похищениние сабинянок или Сабинская война: на переднем плане группа сабинянок, похищенных римлянами для заселения недавно основанного города.
  • Царь Нум Помпилий учреждает культ весталок и священников: в центре сцены, на фоне грандиозного архитектурного комплекса, на алтаре горит священный огонь, которые весталки будут держать всегда зажженным.
  • Ромул проводит борозду плугом квадратного города Рим (1638-1639): мифическое основание Рима
Музейные экскурсии - Капитолийские Музеи Рим Гид
Индивидуальные Музейные экскурсии – Капитолийские Музеи Рим

По маршруту Капитолийских музеев обязательна остановка в кафетерии – смотровой обзорной площадки с красивым панорамным видом на крыши Рима.

Галерея  Садов Дворцов Консерваторов представляет огромную коллекцию различных античных артефактов, которые украшали древнеримские частные сады или «хорти»: Ламианские и Таврические Сады, Сады Мецената.

Подземная галерея, соединяющая Палаццо дей консерватори и Палаццо Нуово находится под Сенаторским Дворцом была оформлена в конце 1930-х годов. Здесь находится Лапидарная коллекция, которая была открыта только в 2005 году был с выбором наиболее значительных образцов эпиграфической коллекции Капитолия.

Известные экспонаты Капитолийских музеев

Античная коллекция Капитолийских музеев и их художественное оформление раскроет главные вехи в истории Римского государства и моменты жизни ее великих представителей. Какими были римские портреты? Роль римских портретов и их политическая функция. Как смотреть скульптуру? Почему греческие скульпторы любили ваять атлетов? Какие статуи украшали Древний Рим?

Скульптура также представлена редкими бронзовыми шедеврами.

Один из самах известных экспонатов  коллекции Капитолийских музеев конная статуя Марка Аврелия из позолоченной бронзы ( 2-ая пол. II в.), копию которой сегодня можно увидеть в центре  Капитолийской площади Микеланджело.  Это единственная дошедшая до нас конная статуя римского императора из бронзы. Шедевр находится в одноименной экседре.

Символ Рима –  бронзовая Капитолийская Волчица. До сих пор спорят о ее происходении и датируют разными периодами.

Шедевры Капитолийские Музеи - Бюст Капитолийского Брута
Шедевры Капитолийские Музеи Бюст Капитолийского Брута

Капитолийский Брут шедевр поздней этрусской портретной скульптуры. Очень редкий по сохранности (учитывая, что это бронза)
с инкрустированные глазами из слоновой кости и тиранового камня зрачками, неповрежденной поверхностью волос, щек, лба. Датирование этой работы остается неразрешенным вопросом для археологов, принято относить к III-I в.д.н.э. Поэтому изображенный персонаж ассоциируют и с  убийцей Юлия Цезаря – плебеем Юнием Брутом,  и с одним из основателей Римской республики патрицием  Юнием Брутом, который в 510 году представлял интересы высшей прослойки общества.  Великий полководец  защитил плебея Юния Брута и приблизил к себе, а этот человек нанес ему смертельный удар. Отсюда и знаменитое выражение «И ты, Брут?», оно известно по трагедии Шексира. Сам Брут олицетворяет непоколебимое служение идеям свободы и независимости и одновременно…предательство. Так патриций Юний Брут продемонстрировал преданность своим принципам, казнив сыновей за то,что они приняли участие в заговоре при попытке вернуть царскую власть.

Спинарио  «Мальчик, извлекающий занозу» – бронзовая статуя мальчика, сидящего на камне. Существует несколько версий изображенного героя и датировки этого артефакта эллинистического периода. Экспонат становится одной из первых римских статуй, которые принялись копировать на заре Возрождения. Уникальность Спинарио в том, что во времена Средних веков она  всегда оставаясь доступной для обозрения, в отличие от многих других антиков, которые с триумфом будут извлекать из земли во время Ренессанса.

Фрагменты колоссальной акролитовой и бронзовой статуи Константина Великого начала IV века располагаются соответсвенно во дворе Палаццо дей Консерватори и экседре Марка Аврелия.

Нетуристичексие Музеи Рима
Нетуристичексие Музеи Рима

Капитолийский Геркулес – колоссальная статуя из позолоченной бронзы Геракла – IV в.д.н.э.  Была найдена на бывшей территории древнейшего форума Рима – т.н. Бычьего форума (сегодня площадь Уста Истины).  Уникально сохранившееся произведение античного Рима. Выполняла функцию культового образа Геркулеса и украшала одноименный храм.

Бюст императора Коммода в образе Геркулеса.  Портрет в мраморе императора-гладиатора Коммода единственный в своем роде, он сохранился в безупречном виде. Знаменитый экспонат Капитолийских музеев имеет сложную аллегорию и отражает двойственную природу персонажа как бога и героя.

Статуя  2-ой половины II в.н.э. мальчика в образе Геркулеса, душащего змею. Композиция представляет собой один из подвигов младенца Геракла. Четкие индивидуальные линии лица сына Зевса интерпретировали как портрет одного из членов императорской семьи в младенческом возрасте. Отождествление с младенцем Гераклом  подсказывает, что ребенок был обожествлен сразу же после смерти.

Светский скульптурный портрет изображающей в полный рост  Карла I  Анжуйского, исполнение которого Арнольфо ди Камбио в конце XIII века явилось событием в истории искусства. Это первое изображение персонажа, где возникает портретное сходство и проявляется  уход от типизации образа.

Зал императоров  и зал философов в Палаццо Нуово. Коллекция герм и бюстов из мрамора древнегреческих и древнеримских мыслителей и писателей, императоров и представителей их династий – богатейшая Капитолийская протомотека.

Коллекция изделий этрусской керамики во Дворце Консерваторов. Представлена огромная коллекция керамических экспонатов, найденных в археологических зонах  главных городов Этрурии, области Лацио, Великой Греции периода VIII-IV в.д.н.э. Отличается великолепным состоянием и разнообразием. Это сосуды для вина и воды – кратеры и гидрии, амфоры и ольпы. Использовались как предметы домашнего обихода, так и для культовых обрядов. Собрание отражает все стили  вазописи.

Рим за два или три дня Капитолийские музеи
Рим за два или три дня Капитолийские музеи

Жемчужиной керамической капитолийской коллекции является кратер Аристонофос VIII в.д. н.э. из Цери, расписанный греческим вазовым живописцем по имени Аристонофос. Церитская керамика была очень популярной в Риме, там работали лучшие греческие мастера. Изображения на вазе представлены двумя сюжетами. Одна сцена очень популярная в течение  VII-VI в.в.д.н.э.  из поэмы Одиссеи Гомера – ослепление Циклопа Полифема, вторая сцена морского сражения, которую интерпретировали как столкновение между этруссками и греками. Кратер получил название в честь вазописца Аристонофос , который оставил сваю подпись на произведении “Aristonothos epoiesen

Капитолийская картинная галерея (Пинакотека)

Собрание произведений живописи XIII –XVIII столетий, таких знаменитых мастеров как

  • Рубенс «Ромул и Рэм» (Romulo e Remo)
  • Веласкес «Автопортрет»
  • Гверчино «Погребение св. Петрониллы» (Seppellimento di Santa Petronilla)
  • Караваджо «Иоан Креститель» (San Giovanni) «Гадалка» (Buona ventura)
  • Тициан Вечеллио «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo)
  • Гвидо Рени «Блаженная душа» (Anima beata)

Капитолийские музеи включают также археологическую зону Храма Капитолийской Триады во Дворце Консерваторов. Монумент был построен в VI веке до н.э. Его инаугурация прошда 13 сентября 509 г.до н.э. Впечатляет монументальная часть фундамента из колоссальных блоков местного камня – капеллаччо храма. Древнее святилище, занимавшее южную вершину Капитолия, имело значительные размеры: фактически составляли 53 метра на 62 метра. Таким образом, это был самый большой этрусско-италийский храм, дошедщий до наших времен, сравнимый с Парфеноном в Афинах, видимый со всех точек Вечного города и доминирующий над Римом.

Археологичсекая зона Тубуляриума, на фундаменте которого построен Сенаторский Дворца, открывает великолепный вид на Римский форум. Здесь представлена лапидарная коллекция Капитолийских музеев – любопытные эпиграфические и надгробные надписи эпохи античного Рима. Высеченные в мраморе представляют особый интерес. Это вотивные или посвятительные, почетные и монументальные, обиходные, надгробные. Последние самые любопытные и разнообразные, от примитивных с простым упоминанием имени покойного до пышных поэм, посвященных умершему, некоторые из которых вызывают улыбку.

Известные экспонаты - Капитолейские Музеи. Статуя Амур и Психея
Известные экспонаты – Капитолейские Музеи. Статуя Амур и Психея

Культовые изображения в мраморе II века известнейших статуй древнегреческого происхождения:

  • Минерва,
  • Марс т.н.«Пирр»,
  • Раненая амазонка,
  • Эндимион,
  • Пьяная старуха,
  • Амур и Психея,
  • Венера Капитолийская
  • Венера Эсквилинская.

Знаменитые статуи Кентавры (старый и молодой) т.н. Фуриетти из темного африканского мрамора хранятся в зале Фавна Палаццо Нуово. Они были найдены в 1737году при раскопках виллы императора Адриана начала II века практически целыми. Греческие копиисты Аристей и Папий использовали необычную виртуальную технику для обработки мрамора. Данные парные скульптуры «диких животных» как их называл Гомер эмоционально передают состояние душевного настроя: молодое существо радостно и беззаботно, старое – мрачно и подавлено.

Умирающий галл, известный также как «Капиталийский галат» – римская мраморная копия. Вершина античного искусства, благодаря реализму и драматизму стала добычей итальянской компании Наполеона. Изображен лежащим на овальном щите, с его ран сочится кровь. На нем лишь шейное украшение торквес указывает на отношение владельца к «кельтскому миру», по этой причине был идентифирован как галл. Данная римская мраморная копия известна  как «Умирающий галл», «Умирающий раб», «Гальский трубач» (рядом на щите, кроме меча находится буцина – античный музыкальный инструмент).

Экскурсии Капитолийские музеи Гид
Экскурсии Капитолийские музеи Гид

Мозаика Голуби Плиния или Капитолийские голуби. Под такими названиями со 2-ой половины XVIII века стала известной мозаичная картина (85 х см 98 см) римской эпохи.  Найденная в 1737 году римская мозаичная копия начала II в.н.э. с работы пергамского мастера  Соса II д.в.н.э. в археологической зоне виллы императора Адриана близ Тиволи. Благодаря приобретению Климентом XIII попала в  Капитолийскую коллекцию.
Изображены четыре голубя, сидящие на краю бронзовой вазы, а один голубь пьёт из неё. Рама украшена астрагалом. Римский ученый-энциклопедист Плиний Старший во всех деталях и подробностях описал этот медальон-эмблему, украшавший центральную часть напольного покрытия один из залов загородной резиденции императора-философа. Мозаика с виллы императора Адриана в Тиволи – самая близкая к оригинальному образцу. Мастер со знанием дела создал поразительно живописный эффект.
Именно это мозаичное произведение обеспечило международную репутацию и известность древней мозаики.

Продолжительность экскурсии 3 часа. Цена индивидуальной экскурсии в Капитолийские музеи – 160€ за 1-3 чел.

Для группы от 4-х человек смотрите: Стоимость экскурсий в музеи  Рима.
Стоимость полного билета 15 €, со скидкой 13 €
Открыты с 9.30-19.30.  Закрыты  25 декабря, 1 января и 1мая.
Официальный сайт: http://www.museicapitolini.org/

Капитолийские Музеи входит в систему музеев туристической карты РомаПасс (Roma Pass), поэтому очень удобно и выгодно совместить посещение Колизея и музеев Капитолия.


ПОДРОБНО об использовании скидочной системы в Риме :  ТУР КАРТА РОМА ПАСС РИМ


Место встречи на экскурсию в Капитолийские музеи –  У ВХОДА в МУЗЕИ на Капитолии

Эту экскурсию можно заказать также в ДЕТСКОМ  формате для детей и их родителей.

БЕСПЛАТНО ПОСЕТИТЬ КАПИТОЛИЙСКИЕ МУЗЕИ  – каждое первое воскресенье месяца.

Другие музейные экскурсии в Риме:

Экскурсия в Галерею Боргезе

Экскурсия в Галереи Дориа-Памфили и Колонна

Экскурсия в Трастевере на виллу Фарнезина

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в Рим!

Заказать без посредников и обсудить детали других экскурсий по Риму, Ватикану у лицензированного гида по Риму и Ватикану – Елена. Быстрая связь по Ватсапу

 

Экскурсовод – искусствовед в Риме Елена
Лицензированный гид в Риме и его провинции,
любительница истории и Италии, живущая в Риме с 1999 г