Что посмотреть во Дворце Барберини
Пьетро да Кортона и барочная идея живописи
Потолок около 600 м2. Зал, достойный короля (или, скорее, папы). Фреска на грани религиозного и мирского, которая могла бы возвеличить семью Барберини. Это был вызов, который пришлось принять Пьетро Береттини да Кортона, чтобы стать одним из самых прославленных и почитаемых художников семнадцатого века. Результат, даже спустя столетия, поражает воображение, поскольку Кортоне удалось создать декоративную машину, которая покрывает все пространство свода, не давая «передышки» глазу, желающему исследовать каждый уголок, поскольку все это выглядит как живая, движущаяся масса, в которой практически невозможно найти неподвижную точку.
Множество фигур, населяющих фреску, словно падают на зрителя благодаря двойному толчку, прилагаемому к каждой из них, который идет сверху вниз и наоборот. Сценографический прием, который пользовался большим успехом у современников, положив начало серии иллюзионистских картин, характерных для многих произведений римской живописи и не только. Пьетро да Кортона, благодаря также художественному партнерству, которое связывало его на протяжении нескольких лет с архитектором дома Барберини, а именно Джан Лоренцо Бернини , сумел с исключительной естественностью за семь лет (1632-1639 годы), создать фресковую роспись, являющуюся одним из шедевров искусства барокко всех времен, и предоставить состоятельным клиентам место, достойное их власти.
Торжество Божественного Провидения и аллегории
Пространство свода разделено на большую центральную сцену с аллегорией Божественного Провидения , окруженную Парками , Временем и Добродетелями , и четыре сцены, отделенные от центральной архитектурным фризом и монохромными медальонами, поддерживаемыми обнаженными фигурами. Конечно, нет недостатка в символических животных, таких как единорог, лев, гиппогриф, медведь.
Сцен, расположенных под фризом, также четыре:
на длинных сторонах — аллегория Мира на троне с закованной в цепи Яростью и циклопами , кующими оружие; с другой стороны Религия, Мудрость , Похоть и пьяный Силен ;
на коротких сторонах изображены Минерва, прогоняющая гигантов, и Геракл, прогоняющий гарпий.
Очевидно, что вся иконография была направлена на возвеличивание добродетелей папы Урбана VIII Барберини и его семьи, которые своей политикой принесли народу мир и процветание.
Кортона всегда отстаивал идею о том, что изображение следует сравнивать с эпической поэмой, богатой эпизодами, которую перед воспроизведением в живописи необходимо было тщательно спланировать и нарисовать в бесчисленном количестве эскизов, большинство из которых, к сожалению, утеряно. Действительно, однородность работы в каждой детали неоспорима, и Кортона, должно быть, долго изучал ее вместе с заказчиками и создателем иконографической машины Франческо Браччолини . Работа, выполненная с помощью нескольких его учеников, началась с рамы и затем перешла к центру свода: как в рисунке, так и в цвете использован свободный и необычный метод, переходящий от очень светлых тонов к ярким цветам с использованием особой техники, такой как «пуантилизм», которая, наложенная на изобразительный слой, создавала суггестивный вибрирующий и переливающийся эффект.
Успех работы был необычайным, о чем свидетельствуют многочисленные репродукции и исследования как современников, так и более поздних художников, и ее заслуга состояла в том, что она освятила и прославила гений Кортоны, а также вызвала недовольство у его друга и коллеги Бернини, возможно, обеспокоенного талантом своего бывшего ученика.
Если я пробудила ваше любопытство закажите экскурсию в Палаццо Барберини !
Елена – гид в Риме