НАРЦИСС у РУЧЬЯ КАРАВАДЖО Дворец Барберини ЭКСКУРСИЯ Национальная галерея старинного искусства

НАРЦИСС у РУЧЬЯ КАРАВАДЖО Дворец Барберини ЭКСКУРСИЯ Национальная галерея старинного искусства

НАРЦИСС у РУЧЬЯ КАРАВАДЖО Дворец Барберини Описание картины

В центре картины — греческий миф Овидия о Нарциссе, оставивший след в истории западной культуры — от художественного воображения до психоанализа.
Нарцисс — молодой охотник, который своей красотой разбивает сердца. Последней будет нимфа Эхо, настолько опечаленная его равнодушием, что позволяет поглотить себя, пока от нее не остается лишь слабый голос.

Немезида (на греческом возмездие) – богиня мести (кстати, покровительница гладиаторов), решает наказать неблагодарного. Когда в тени густого леса Нарцисс наклоняется, чтобы напиться из водоема, он влюбляется в свое отражение, полагая, что встретил юношу невероятной красоты. Он тщетно попытается прикоснуться к нему. По словам Овидия – умрет от боли, в то время как греческие источники говорят о том, что он утонул в попытке добраться до него. Тело охотника исчезнет, уступив место цветку, носящему его имя.

Оригинальность шедевра Палаццо Барберини

На протяжении веков история Нарцисса вдохновляла многих художников. От живописных переложений до иллюстраций XVI века к «Метаморфозам» Овидия миф предстает во всех своих деталях: пышный лес, населяющие его олени, собака и лук молодого охотника, посвященные ему цветы указывают на попытку рассказать классическую легенду как можно более полно. Шедевр Палаццо Барберини стирает все это.
Караваджо сосредоточивает внимание на сцене, которая для нас, современных людей, является сутью мифа: момент, когда Нарцисс склоняется над фонтаном и, заворожённый, пытается уловить свой собственный образ. Из лишенного деталей мрака вырисовывается лишь портрет по пояс молодого человека, охваченного муками любви к себе. Но это еще не все. Пространство картины разделено по вертикали на две зеркальные части, словно игральная карта: вверху — реальный Нарцисс, внизу — мимолетное и неотразимое отражение.

Но действительно ли Караваджо написал эту картину? Немногие картины вызывали столь ожесточенные споры, разделявшие ученых на противоборствующие фракции. Усугубляет загадку тот факт, что об истории полотна известно немного.

Несовершенное зеркало и лицо Караваджо
Если внимательно посмотреть на картину, то заметим, что изображение, отражающееся в воде, не совсем идентично изображению молодого человека, смотрящего на себя в воде. Полузакрытые глаза, слегка деформированные черты лица, потемневшее выражение лица кажутся предчувствием печального эпилога. Это был выбор? Интересную гипотезу выдвинула историк искусства Росселла Водре.
По ее словам, Караваджо написал «Нарцисса», используя себя в качестве модели и два расположенных определенных образом зеркала. Ученая также проиграла сцену с зеркалами, частично реконструируя генезис картины. Затем она обратилась за помощью к карабинерам из Отдела по охране культурного наследия. Благодаря методам реконструкции лица, используемым в следственной деятельности, ей удалось воссоздать невидимую половину лица Нарцисса, выравнив его она сравнила их с другими автопортретами Меризи, и доказала, что это лицо Караваджо. Рука художника, держащего кисть и склонившегося над зеркалом соответствует руке охотника, касающаяся воды.

Прошлое: история – как нашли картину
В 1913 году историк искусства Роберто Лонги, главный исследователь жизни и творческого пути Караваджо, увидел «Нарцисса» в доме коллеги Паоло Д’Анконы, который унаследовал картину от своего дяди Лаудадио делла Рипа.

У Лонги не вызвало никаких сомнений,что это ранняя работа Меризи, одна из его «самых личных изобретений», созданное в первые годы пребывания в Риме. Влияние ломбардского натурализма, которое гений света заимствовал у Джованни Джироламо Савольдо и с годами трансформировал в нечто свое персональное, сразу бросается в глаза эксперту. Вскоре после этого полотно было выставлено на продажу и в 1916 году благодаря пожертвованию поступило в Национальную галерею античного искусства в Палаццо Барберини. Но на нем нет ни подписи, ни документации. Это приведет к неразрешенному спору о его авторстве.
Прошлое полотна, кажется, окутано тайной. Единственный документ, который мог бы иметь к этому отношение найдут в 70-х годах — это экспортная лицензия от 1645 года о разрешении на перевозку из Рима в Савону «Нарцисса» Караваджо тех же размеров, что и работа в Палаццо Барберини. В течение XX века атрибуций было множество: Орацио Джентилески, Бартоломео Манфреди, Никколо Торниоли, Джованни Антонио Галли, известный как Ло Спадарино, все работали в Риме. В конце концов остаются только двое — Караваджо и Спадарино, главные герои многолетней дуэли.

Караваджо против Спадарино
Исторические, научные и стилистические аргументы переплетаются и захватывают, они интригуют величайших экспертов в области искусства XVII века и не только.

В пользу Караваджо
Первым свидетелем существования этой картины стал Лаудадио делла Рипа, наследник рода богатых купцов и банкиров из Пезаро, а также первый известный владелец картины, который в первой половине XIX веке гостил на своей тосканской вилле. Судя по всему, там он и приобрел XIX века банкир коллекцию картин у знатной семьи Джордани из Пезаро, которая в XVII веке имела прочные дружеские отношения с кардиналом Дель Монте. Однако документов о продаже, непосредственно относящихся к полотну «Нарцисс», не имеется .
Реставрация, проведенная в 1995 году предоставила более конкретные доказательства в поддержку гипотезы Лонги. Рентгенографические исследования затем выявили наличие надреза, сделанного ручкой кисти или шилом на еще свежем красочном фоне: типичный признак modus operandi (визитная карточка).
Еще одна деталь, заметная всем, привлекла внимание ученых: рукава-фонарики и особая вышивка на лифе Нарцисса в моде конца XVI века, идентичность которой мы находим в платье Магдалины работы Меризи, выставленном в галерее Дориа-Памфили в Риме.

Со стороны Спадарино
Романтическая, почти лирическая атмосфера этой картины действительно редка в творчестве Караваджо. Это стало стимулом, который побудил искать автора «Нарцисса» в другом месте. Джованни Антонио Галли, известный как Ло Спадарино, поскольку он был сыном мастера по изготовлению мечей. Он работал в стиле Меризи, новатора, который был очень моден в Риме XVII века. Его живопись впитывает учения Мастера, а затем смягчается до ноты чувственной сладости, «без всякого намерения драмы, только мечтательное изумление», как писал Лонги. Описание, которое прекрасно подходит к шедевру Палаццо Барберини . «Нарцисс» — не первая работа, ошибочно приписанная Караваджо , а затем возвращенная Спадарино.
Историк искусства Джанни Папи решительно поддержал эту гипотезу, проследив некоторые детали образа Нарцисса в других картинах Галли: например, профиль молодого охотника настолько похож на профиль священнослужителя на картине « Крещение Константина» в Колле-ди-Валь-д’Эльса, что предполагает ту же модель, как и фигура Ганимеда на картине «Пир богов», хранящейся в Уффици.
Но мог ли такой второсортный художник, как Спадарино, действительно нарисовать Нарцисса ? Некоторые утверждают, что это копия утерянного оригинала Караваджо , в то время как другие склонны считать это подлинной аферой: Галли предположительно создал картину с намерением выдать ее за творение Меризи, воспользовавшись успехом другого для получения финансовой выгоды

Картина хранится в коллекции Дворца Барберини заказать экскурсию Барберини и его пчелы – быстрая связь по Ватсапу