Выставка Караваджо во Дворце Барберини 2025 Рим
Культурные мероприятия и выставки в Риме. Представлены 24 картины Караваджо в римском Дворце Барберини
ГАДАЛКА ИЛИ СЧАСТЛИВЫЙ ЖРЕБИЙ
Существует две версии этих картин Караваджо. Одна хранится в парижском Лувре, а вторая в Капитолийских музеях, в Риме.
Подробное описание экскурсии в КАПИТОЛИЙСКИЕ МУЗЕИ
Картина была создана в период с 1593 по 1595 год для кардинала Франческо Марии дель Монте, а затем, после продажи своего наследства, была куплена кардиналом Пио ди Савойя, а через его наследников в середине XVIII века она попала в коллекцию Пинакотеки Капитолийских музеев, где мы можем любоваться ею и сегодня. Это один из шедевров коллекции живописи Капитолийских музеев.
Также существует еще одна интересная версия этой работы, которая сейчас находится в Лувре и, вероятно, принадлежала Алессандро Виттриче («римскому дворянину») и была выполнена Караваджо во время его краткого пребывания у Фантина Петриньяни в первые месяцы 1595 года.
Позднее картина оказалась среди вещей Камилло Памфили, который, вероятно, приобрел ее на римском рынке вместе с «Кающейся Магдалиной» и «Отдыхом на пути в Египет» , а затем в 1665 году подарил ее королю Франции Людовику XIV, воспользовавшись поездкой Джованни Лоренцо Бернини в Париж.
Последний стал свидетелем вскрытия футляра с картиной, которая оказалась поврежденной из-за проникновения воды, что нанесло непоправимый ущерб некоторым ее частям. В Париже его определили как произведение «без духа вымысла», тогда как источники начала XVII века считали его прямо противоположным, то есть полотном с весьма оригинальным сюжетом.
ЦЫГАНСКАЯ ТЕМА
Тема цыганки, которая под предлогом предсказания будущего наивного юноши похищает у него кольцо, представляла собой определенную новизну и, даже если она была навеяна обычной для того времени уличной сценой, в ней вполне могли скрываться более высокие моральные предостережения. Например, предостережение молодежи об опасностях или предостережение против желания узнать свою судьбу, не считаясь с приоритетом определяющей ее божественной воли. Или поученье, которое напоминает о том, что мимолетное увлечение принесет боль и разочарования.
В своей работе Караваджо изображает цыганку, в простой и немного экзотической одежде. Молодая женщина имеет ухоженный вид, носит тюрбан, завязанный под шеей, и тяжелый халат, перекинутый через правое плечо. Молодой человек в богатой и элегантной одежде — дорогой бархатный пиджак, из-под которого виднеется воротник изысканной рубашки. На голове у него шляпа с перьями, перчатки, на поясе шпага.
Она приближается к нарядному молодому дворянину, в перчатках и шляпе с перьями, с почти самоуверенной позицией — рука его покоится на бедре, — но с глазами, которые, кажется, выдают некий страх, возможно, из-за уверенности, которая читается во взгляде цыганки, которая, кажется, приковывает взгляд юноши, чтобы отвлечь его от кражи кольца!
Весьма вероятно, что Караваджо создал эту работу, используя реальных моделей. Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов ломбардского художника, утверждает, что на самом деле моделью была цыганка, которую Меризи остановил на улице. Таким образом он хотел показать, что для создания хорошей картины можно черпать вдохновение даже из простых сюжетов, не обязательно прибегая к картинам великих мастеров прошлого. В этом новарство живописи Караваджо.
КАРАВАДЖО и СВЕТ
Несмотря на то, что эта картина относится к «светлому периоду» творчества Караваджо, свет уже начинает создавать театральную и напряженную атмосферу. На стене позади фигур, золотисто-охристого цвета, согревающей всю атмосферу, проецируемый скользящий свет создает косой луч, оживляющий весь фон.
Здесь, кроме того, Караваджо экспериментирует с одной из первых поясных повествовательных сцен, в которой главные герои, уже не изолированные и не сопровождаемые натюрмортом (как в «Корзине фруктов»или в «Юном Вакхе »), должны установить между собой отношения и согласие в своих выражениях: лукавая улыбчивость у цыганки и очарованная наивность у юноши.
Эту картину и другие можно увидеть на выставке РИМ КАРАВАДЖО 2025, которая продлится до 6 июля.
Если вы не сможете попасть на выставку переходите по ссылке 26 картин можно увидеть в церквях (бесплатно) и музеях Рима